Борокко

Искусство барокко, с его патетикой, пышностью форм, было призвано прославлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь. Итальянское слово «barocco», которым назван стиль, означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было прямым, естественным продолжением ренессансного стиля. Из Италии оно распространилось на север, в первую очередь в те страны, где в ходе контрреформации католическая церковь вновь укрепила свои позиции.

В произведениях крупных итальянских мастеров позднего Возрождения впервые появляются архитектурныеформы, свидетельствующие о начавшемся процессе сложения нового стиля. Итальянское барокко было поставлено на службу крупной феодальной знати. В создании богатых, пышных интерьеров итальянские мастера не знали себе равных. Им же принадлежит заслуга в разработке основных элементов барочной орнаментики. Распространению нового стиля содействовали рисунки образцовых предметов мебели, вышедшие из мастерских целого ряда видных итальянских художников (Дзуккаро, Каррачи, делла Белла, да Кортона). Они оказали прямое воздействие на становление стиля барокко во Франции. Так, сформировавшиеся около 1650 года в Риме барочные мебельные формы легли в основу стиля Людовика XIV.

Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко, -это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы барокко находят широкое применение в первую очередь в культовом строительстве, в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей. Новый стиль особенно пришелся по вкусу иезуитам, не случайно барокко иногда так и называют: «стиль иезуитов». Вместо средневекового мистического благоговения церковь теперь стремится воздействовать на вновь завоеванную массу верующих средствами светского искусства, способными поразить воображение. Арсенал средств обширен; здесь и цвет, и эффекты освещения, и пафос красноречия, и музыка.

Обширное, сложное по структуре внутреннее пространство церкви увеличивалось и за счет иллюзорного пространства живописных плафонов. Барочному интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, обилие позолоты. Для усиления впечатления напряженности, беспокойства в интерьере выделяются несколько точек, играющих роль самостоятельных композиционных центров. Логику архитектурных форм усложняют сложные очертания стен, обилие выступов, ниш, изогнутые карнизы.

Барокко, с одной стороны, является декоративным стилем, с другой же — оно строится на формах классической архитектуры, применяемых, впрочем, без особой последовательности. Типично барочной формой является витая колонна. Мотив многократно изломленного карниза по происхождению позднеренессансный, но особой популярностью он пользовался в эпоху барокко. Например, в мебели этот мотив использовался для обрамления филенок.

Если ренессанс был стилем раннекапиталистических городов-республик, то барокко служило целям абсолютной монархии. Личность снова перестает быть свободной. В условиях абсолютистского режима все подчиняются централизованной власти. Со временем это приводит к определенной униформи-зации многих сторон жизни, вплоть до одежды. Вошедшие в быт придворной аристократии пышные одежды и парики порождали неестественность поз и движений, вычурность манер. За парадной помпезностью форм во всем чувствуется нечто театральное.

Новые социально-экономические отношения содействовали развитию крупных городов. Для удовлетворения жилищных нужд быстро растущего городского населения возводятся первые доходные дома. Архитекторы решают крупные градостроительные задачи и строят роскошные дворцы, призванные символизировать власть абсолютного монарха (напр., Версаль). Виллы, дворцы включаются в грандиозные парковые ансамбли. Принцип регуляции распространяется и на естественные формы природы: деревья и кусты стригутся в виде правильных геометрических форм. Искусство барокко для сильных мира сего служило средством самовосхваления перед критически настроенным, неспокойным народом. Отсюда и неизбежное тяготение ко всему чрезмерному, к слишком громким интонациям, к нагромождению форм, портящему впечатление.

Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали, как правило, более динамичны по рисунку и более дробны. Стены затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря иллюзионистическим, перспективным эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими амурчиками. Весь этот праздничный декор, с венками, раковинами, головками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство.

Начиная с середины XVII столетия Италия постепенно утрачивает ведущую роль. Ослабление итальянского влияния было неизбежным в условиях интенсивного развития национальной художественной культуры во Франции и становления бюргерского барочного мебельного искусства в странах Северной Европы. Пройдет еще немного времени, и тон в искусстве мебели начнет задавать более развитая в политическом и экономическом отношении Франция.

При всей гомогенности стиля барокко, проистекающей из родства факторов, содействовавших его развитию и распространению, этот стиль в отдельных странах обнаруживает заметные отклонения. В протестантских областях Германии и Англии, где традиции позднеренессансной культуры были особенно устойчивыми, барокко прививалось с трудом; но и привившись, оно тяготело скорее к строгим, классицизирующим формам и лишь местами, преимущественно в декоративном строе, допускалось больше свободы.

В барочном стиле меняется и характер исходных геометрических форм: вместо плавных кругов, полукругов появляются мотивы сложных по очертаниям, динамичных овалов, спиралей, широко используемые в оформлении окон, мебели, посуды. Спокойная гладь поверхностей предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются.

Однако введение кривой линии в мебельные формы не столь уж простая задача, так как древесина поддается гнутью лишь с большим трудом. Для формирования изогнутых поверхностей остается довольно трудоемкая техника склеивания кусочков фанеры. Шероховатости и неровности, неизбежно появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Отсюда и обилие в барочной мебели изделий лаковой работы.

В эпоху барокко фанерование и техника деревянного набора прочно входят в практику мебельщиков. При фанеровании цилиндрических поверхностей пользовались более крупными листами фанеры, прибегая к помощи прессовки негативными шаблонами. Техника фанеровки основы, имевшей сферическую поверхность, была более сложной: небольшие пластинки фанеры в виде мозаичного набора наклеивались на деревянную основу, затем прессовались мешочками с горячим песком. Фанеровка более крупными листами фанеры представляла собой технически невыполнимую задачу. Во-первых, фанера недостаточно пластична, чтобы принимать сферическую (или близкую к сферической) форму; во-вторых, неразрешимой в ту пору проблемой была и отливка соответствующих шаблонов. В результате для фанеровки основ сложной кривизны оставалась трудоемкая техника ручного набора. Так из продиктованной необходимостью сложной столярной техники зародился один из интереснейших приемов отделки изделий мебели: техника деревянного мозаичного набора с сопровождающей ее лакировкой поверхностей предметов.

В эпоху барокко архитектурные формы в мебели применяются без особой строгости и последовательности. Стремление к свободному формообразованию подчас ведет к известному произволу, к пренебрежению спецификой материала. Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученые колонны, пухлые балясины, богато профилированные карнизы и рамки: Сложный контур профилей усиливает впечатление повышенной экспрессивности. (В 1621 году немецкий мастер Ганс Шванхард изобрел механический способ изготовления т. н. флемованных дорожников.) Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны.

В отдельных случаях — чаще всего в голландской и северогерманской мебели — сохраняется архитектурный принцип членения объемов корпусной мебели, но в сочетании с типично барочными формами и пропорциями (359). Вместо дуба мебель теперь чаще изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. Появление более совершенных и разнообразных приемов фанерования, а также расширение круга используемых в мебели пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии. Широкое распространение получил и прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор, применение которого стало практически невозможным в случае искривленных поверхностей, фанерованных мозаичной техникой.

В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.) также происходит переход от суровых прямолинейных очертаний к изогнутым линиям; мебель становится более легкой и по-домашнему, уютной (354, 356). Характерная новинка стиля — гнутая ножка, форма, восходящая, по всей вероятности, к китайским образцам; она на целое столетие прочно войдет в практику европейских мебельщиков. Мебель для сидения все чаще обивается дорогими декоративными тканями — глазетом, гобеленом. В эпоху барокко появляются и т. н. « гарнитуры» или «комплекты», состоящие из нескольких гармонирующих друг с другом по форме предметов обстановки. Неверно понятая идея «гарнитура» надолго — вплоть до наших дней — станет бичом для искусства жилого интерьера.

В Италии барочные формы пышно расцвели в роскошных, помпезных интерьерах дворцов богатых аристократических и банкирских семей из Генуи, Болоньи, Рима. Великолепное убранство покоев составляли изящные по линиям кровати с балдахинами, шкафы, обработанные красочными инкрустациями, динамичные по формам стулья, кресла, диваны, а также красивые камины, гобелены и большие, опускающиеся до самого пола зеркала.

В XVII столетии итальянское мебельное искусство претерпевает существенные изменения. Усиливается пластичность резных элементов (359, 361). Формы мебели — как и на севере — получают подчеркнуто столярный характер, со строганными рамками, глубокими профилями. Сундуки и креденцы вытесняются шкафами.

Центр тяжести развития мебельных форм перемещается в Верхнюю Италию, где любят мебель, покрытую яркими росписями и лаками (Венеция), а иногда, для придания изделию большей живописности, вводят в декор позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками. Предметы мебели для сидения часто сплошь обиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой. В конце века в Венеции входит в моду мебель с пластичными формами, в отдельных случаях отделанная золочеными или чеканными серебряными накладками. Производство этой разновидности роскошной мебели достигает расцвета во Франции эпохи Людовика XIV. Она дала начало тому подчеркнуто декоративному, построенному на широком применении интарсии и пластично прочеканенной бронзы направлению художественной мебели, виднейшим представителем которого был знаменитый мебельный мастер А. Ш. Буль.

В формах итальянской барочной мебели на ранних этапах есть некоторая неуклюжесть, тяжеловатость (357, 358, 359). Мебель для сидения энергично рубленая (354, 361) и часто обивается тканями. Кровать по-прежнему .венчается балдахином. Кассоне, в тех случаях, когда они еще не вытеснены комодами, имеют выпуклые стенки, и даже крышки их сплошь покрываются фигурно-орнаментальным декором (353). Кабинеты и секретеры получают изысканную отделку. Мебель для сидения отличается скорее богатством декоративных решений, нежели разнообразием типов. В отдельных случаях под обильным резным декором спинок и ножек легко распознается форма простого по конструкции ренессансного дощатого стула. И вообще, богатый фигурно-орнаментальный декор является неотъемлемой частью всех стульев и кресел, от более простых по конструкции до сложных (354, 361). Динамичен по линиям и появляющийся в это время диван (356).

По мере развития стиля осваиваются новые отделочные материалы: кость, черепаха, перламутр, фарфор и т. д., особенно широко используемые при Оформлении роскошных рам для картин и зеркал (355). Столешницы и лицевые поверхности шкафов, комодов украшаются нарядными маркетри и каменной мозаикой (pietra dura).

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа (т. н. «французские королевские стили»), приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков: раннее барокко, переходный стиль (Людовик XIII, 1610—1643); зрелое барокко (Людовик XIV, 1643—1715); «стиль регентства» — переходный этап между правлением Людовиков XIV и XV; рококо, поздний этап барокко (Людовик XV, 1720—1765).

Во Франции сложилась наиболее своеобразная форма барочного стиля, а мебельное искусство, с его роскошными, величавыми, изящными формами, стало поистине искусством «большого стиля». Рост могущества государства приводит к процветанию искусств, монархи не жалеют средств на создание грандиозных архитектурных ансамблей. В годы правления Людовика XIII завершено строительство нескольких великолепных сооружений в стиле позднеренессансной архитектуры: парижского Лувра, охотничьего замка короля в Версале. Начиная примерно с шестидесятых годов XVII века роскошная мебель королевских дворцов является, в сущности, повторением итальянских образцов. Дух итальянского барокко заносится во Францию мастерами, прошедшими выучку в Италии.

В 1662 году на базе скромной шпалерной мастерской братьев Гобеленов была организована Королевская мануфактура гобеленов, производившая, помимо прочего, и мебель. Мануфактуру возглавил известный художник Шарль Лебрен. Среди мастеров-мебельщиков, приглашенных Лебреном, был итальянец Куччи. Выходцем из Рима был и Жак Каффиери, талантливый скульптор и бронзовщик.

Однако крупнейшим мастером-мебельщиком эпохи, несомненно, является фламандец по происхождению Андрэ Шарль Буль (1642—1732). Буль первым стал инкрустировать мебель черепахой (т. н. техника «пике»). С этой техникой он познакомился во Фландрии. Первые значительные работы Буля появляются уже в 1672 году. Возглавив после смерти придворного столяра Жана Масэ мастерские в Лувре, он в 1679 году расширил их. Природа наделила Андрэ Шарля многогранным талантом; он и архитектор, и живописец, и мастер художественной мебели, и рисовальщик, и гравер. С его именем связаны известные по всему миру и ревниво хранимые в музейных собраниях изделия мебели в т. н. «стиле Буль» (364, 374). Они фанерованы черным деревом и богато украшены бронзовыми накладками и маркетри, набранными пластинками черепахи, олова, позолоченной меди, кости и пр. Формы этой мебели несколько тяжеловаты, контуры прямолинейны, прямоугольные в сечении ножки книзу сужаются, завершения и цоколи решены строго. Ведущий элемент орнаментики — крупные, симметричные мотивы стилизованной лозы. Произведения Буля производят впечатление строгой величавости; это крупные шкафы, комоды, консоли, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др. Мастера, следовавшие приемам Буля, по характеру материала, которым они пользовались, были названы чернодеревцами; чернодеревцы работали в тесном сотрудничестве с маркетерами и бронзовщиками. Буль, так же, как до него Куччи (1664—1673), сам выполнял все работы, связанные с изготовлением и отделкой мебели. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие.

В эпоху Людовика XIV парадный интерьер в основе своей носит явно ренессансный характер. Стены украшаются лепными узорами или резным деревом, обтягиваются дорогими тканями, завешиваются гобеленами. В цветовой гамме преобладает сочетание белого с золотом. Величественность форм, некоторый произвол в использовании элементов ордерной архитектуры, обильная, но органически связанная с мебельными формами декорировка — таковы основные особенности стиля Людовика XIV.

На развитие мебельного искусства Франции большое влияние оказали рисунки образцовых предметов мебели, авторами которых были многие видные художники и мастера-мебельщики (Маро, Лепотр, Лебрен, Каффиери, Оппе-нордт, Буль и др.). Для мебели в целом характерно сосуществование некоторой классицизирующей скованности форм с роскошной отделкой деталей и исключительно развитой орнаментикой.

В эпоху барокко наиболее богато убранным предметом обстановки является кровать. В соответствии с придворным этикетом спальня играла роль приемной: гостей принимали или лежа в кровати, или во время сложной процедуры одевания. Кровать постепенно приобретает форму некоего шатра, сооруженного из пышных занавесей и драпировок, почти полностью скрывающих деревянные элементы. Кресла теперь имеют прямые, простые по очертанию спинки, обитые гобеленом (370), а стулья нередко покрываются позолотой.

К этому времени относится появление и одной из важнейших мебельных форм XVIII столетия — комода с выдвижными ящиками. Толчком для производства декоративных комодов и письменных столов (362, 364, 366) послужили главным образом проекты Берена, появившиеся около 1700 года. Столы и консоли исполнялись с покрытыми богатой, тонкой резьбой ножками и царгами и динамичными проножками (363, 367). Помимо комодов, кабинетов и письменных столов важными предметами обстановки были украшенные бронзой стоячие (напольные) часы, витрины, настольные часы, постаменты для скульптур. Художественная мебель, производившаяся в мастерских Парижа, начинает оказывать заметное влияние на мебель соседних стран.

В Голландии и Фландрии барочная мебель первой трети XVII века заметно отличается от итальянской и французской. Здесь впервые складываются типично бюргерские формы внутреннего убранства жилищ. Таким, выдержанным в духе бюргерского барокко, был, в частности, и дом Рубенса, выстроенный им в 1613 году, вскоре после возвращения из Италии. Интерьер занимает видное место в творчестве многих крупных голландских и фламандских художников XVII века. Их произведения позволяют в тонкостях реконструировать обстановку буржуазного дома и своеобразный уклад жизни голландцев и фламандцев.

Нидерландская барочная мебель строго следует принципам позднеренес-сансного искусства. На переходном этапе фламандские и голландские мастера проявляют большую последовательность в применении развившихся из столярной техники рам, профильных членений, флемованных дорожников, точеных балясин для ножек стульев и столов. В употребление входит орех в виде гладких, не тронутых резьбой листов фанеры, которыми обшивается дубовая основа предметов. На севере Европы в развитии нового стиля решающую роль сыграла фламандская, затем голландская мебель.

Переломный момент во Фландрии приходится примерно на 1620-е, в Голландии — на 1630—1640-е годы. Фламандская барочная мебель первой четверти XVII века все еще обнаруживает тесную связь с позднеренессансными формами. Формирование развитого барочного стиля здесь в значительной мере связано с деятельностью двух талантливых скульпторов — Квелинёса и Дюкеноа.

Позднеренессансные формы служили основой нового стиля и в Голландии. Растущий с повышением интереса горожанина к благоустроенному жилищу спрос на красивую и удобную мебель приводит к расцвету культуры жилого интерьера (1640—1670-е годы). На этот же период приходится пышный расцвет голландской интерьерной живописи. Достоинства голландской ранне-барочной мебели составляют конструктивная ясность построения и энергичные формы рубленых и точеных деталей. Из заморских владений в Голландию поступают не только экзотические породы дерева (палисандр, черное дерево), но и различные художественные влияния. Приблизительно в 1680 — 1690-х годах появляются импортированные кабинеты китайской лаковой работы. Голландских мастеров, в совершенстве владеющих тонкостями ремесла, никогда не покидает здоровое чувство реальности; мебель, создаваемая ими, целесообразна, энергична по формам, нарядна, но никогда не перегружена элементами декора. Они стремятся оттенить естественную теплоту цвета и красоту текстуры древесины.

Поверхность предметов обрабатывается, как правило, очень рельефно и, за исключением отдельных деталей, фанеруется. Массивные шкафы и столы прочно стоят на точеных в форме балясин или шаров ножках. Появляется крупный двухстворчатый шкаф, обработанный сильно выступающим карнизом, изогнутым дугой завершением, колонками или пилястрами и ленточным орнаментом. Точеные и витые прямые ножки начинают вытесняться гнутыми.

В резном декоре часто встречается мотив ормушля — разработанная фламандским скульптором и архитектором К. Флорисом (1514—1571) орнаментальная форма, представляющая собой замысловатое сочетание мотивов гротеска, картуша и ленточного переплетения (Knorpelwerk, стиль Флориса). Для придания изделиям более интересного силуэта и усиления светотеневых эффектов карнизы энергично профилируются и получают волнистые очертания (376, 378). В моде был и прием членения поверхностей предметов корпусной мебели на небольшие, окруженные глубокими рамками участки, которые украшались интарсиями с цветочным орнаментом.

Мебель для сидения подчас сплошь, включая и ножки, обтягивается шерстяными тканями, бархатом (например, голландский по происхождению т. н. «стул Рубенса»). Спинки стульев начинают обиваться, но продолжает существовать и плетеная форма (377). Линии ножек и спинок становятся все более плавными.

Кровати получают шатровое решение; пышно оформленные дорогими тканями — бархатом, шелком, штофом, они подлежат рассмотрению скорее в плане искусства обивки и драпировки, но не мебели.

Характерная форма корпусной мебели — красивая горка, состоящая из двух частей: комода с волнистыми формами и стоящей на нем застекленной витрины для хранения редких изделий из фарфора (378). Горка является наиболее зрелым творением голландского мебельного искусства.

Комоды изготавливаются с выпуклыми, изгибающимися в горизонтальном либо в вертикальном направлении стенками (384, 386). Прямая, токарной работы ножка постепенно эволюционирует к характерно барочной гнутой форме (377, 385, 382, 383, 376, 381).

Английская мебель начиная с эпохи Возрождения составляет отдельную, интересную и весьма поучительную главу в истории развития мебельных форм. Здесь, как и в Германии, барочный стиль складывается около 1660-х годов. Тяжеловатая, солидная дубовая мебель периода правления короля Якова 1 (oak period) позднее под влиянием голландских образцов сменяется более легкой ореховой мебелью. Поэтому эпоху барокко в английском мебельном искусстве принято именовать и «ореховым периодом» (the age of wolnut).

Переходный от позднего Возрождения к барокко стиль именуется стилем Уильяма II и Марии (1689—1702). В Англии его обычно рассматривают как самостоятельный стиль, однако это скорее один из коротких этапов раннего барокко.

Среди особенностей решения форм мебели этой поры можно отметить все еще прямые, точеные ножки, соединенные внизу плавно изогнутыми проножками (387, 390, 395). С появлением изящной гнутой ножки, вносящей в композицию предмета легкость и непринужденность (388,389,396), мебель — особенно мебель для сидения — приобретает барочно-динамичные формы и элементы декора (389, 394, 397). Предметы фанеруются резными филенками с энергичным, беспокойным по ритму орнаментом (387, 391). Но уже на следующем стилевом этапе в формах снова воцаряется покой, композиционная ясность, а выразительность достигается простыми, экономными средствами (390, 395). Спинки стульев, кресел и диванов часто оплетаются камышом, что придает им еще большую легкость (394, 396, 397). Появляющаяся в это время форма глубокого кресла с мягкими спинкой, сиденьем и локотниками (grandfather chair) почти без изменения сохранилась в быту вплоть до наших дней (392). Барочное мебельное искусство Англии этого периода многим обязано крупному архитектору Кристоферу Рену. Сотрудником Рена был талантливый резчик по камню и дереву Гринлинг Гиббонс.

Высший расцвет английского барокко приходится на годы правления королевы Анны (1702—1714), поэтому стиль начала XVIII века обычно именуется «стилем королевы Анны» (queen Anne). Мебели этого периода присущи простота, мягкость линий, чистота форм, конструктивная ясность построения. К наиболее своеобразным средствам оформления относятся орнаментальная инкрустация, черная и красная лаковая техника по китайскому образцу, а также появляющаяся около 1700 года, тоже восходящая и китайским образцам, форма ножки с плавным изгибом (399,406). В оформлении спинок стульев и кресел применяется широко варьируемый мотив щита (403, 404, 408, 409, 410, 411). Очень распространены орнаменты в виде S- и С-образных завитков и раковин (413).

Все эти произведения принадлежат к числу наиболее зрелых творений английского мебельного искусства. От мебели, выдержанной в «архитектурных формах», делается решительный шаг к решениям чисто столярного характера (399, 402, 406). Происходящий из Франции комод в начале XVIII века вытеснил из городских жилищ сундуки. Последние еще надолго останутся принадлежностью обстановки крестьянских домов.

В начале XVIII века в Англии осваивается своеобразная форма кабинета (high boy, tall boy), родственная французским двухкорпусным кабинетам. Правда, нижняя часть английского кабинета решается в виде стола, а французского — в виде комода с выдвижными ящиками (399).

Комоды и шкафы с ящиками (chest of drawers, double chest of drawers) входят в число важнейших мебельных форм эпохи. Появляется еще один новый тип мебели: туалетный стол со стоящим на нем зеркалом (402). Очищенные формы кресел и диванов служат свидетельством торжества принципа удобства и целесообразности над чрезмерным декоративизмом (405, 412). Результатом интенсивного влияния китайской мебели на английскую были кабинеты лаковой работы.

Чертами своеобразия отличается и мебель периода правления короля Георга I (1714—1727). С одной стороны, продолжают развиваться формы предыдущего периода, с другой — уже дают себя знать французские влияния и мотивы китайской мебели из бамбука (стиль Чембер). По целесообразности, практичности, удобству мебельные формы, выработанные английскими мастерами, превзошли даже голландскую мебель.

В конце пятидесятых годов XVII века, спустя десятилетие после окончания Тридцатилетней войны, барочные формы из Италии и Голландии проникают в мебельное искусство Германии. Хотя в стиле мебели различных частей Германии нет принципиальных отклонений, все же мебельные формы, например, городов Средней Германии (Аугсбург, Франкфурт) отличаются от мебельных форм ганзейских городов (Данциг, Любек, Гамбург). Для немецкой барочной мебели конца XVII — начала XVIII века характерно использование ореха, обилие резного орнамента, энергичное профилирование деталей, применение мотивов колонок и пилястров, вносящих некоторую организованность в измельченные формы.

На юге Германии ведущим центром барочной мебели был Нюрнберг. Около 1700 года большим спросом пользуются т. н. франкфуртские шкафы. Мебель северонемецких городов, входивших в Ганзейский союз, в 1660—1680 годах тесно связана с голландской мебелью. В Гамбурге и Данциге производятся монументальные шкафы с сильно выступающими карнизами, колонками, богато обработанными филенками, шарообразными ножками. В Данциге производятся еще и кабинеты, сундуки, столы с ножками в виде балясин. Витая ножка в мебели для сидения удерживается до самого конца XVII века.

Распространению стиля барокко в значительной мере способствовали многочисленные альбомы с рисунками образцовых предметов мебели. Проекты мебели создавались талантливыми архитекторами и мастерами-мебельщиками (Деккер, Габерманн, Гоппенхаупт).

Среди предметов мебели для сидения встречаем целый ряд разнообразных решений: дощатый стул с резной спинкой и точеными ножками (415), кресло с витыми ножками и гладкими поверхностями обитых тканью спинок и сидений (419), стул с гнутыми ножками, высокой плетеной спинкой и плетеным сиденьем (416), кресло во французском духе, обитое бархатом и отделанное бахромой (420). Интересной формой является и стол, в котором прямые линии и гладкие поверхности столешницы и царги сочетаются с динамичными линиями ножек и проножек (417).

В Германии барочное искусство, поставленное на службу феодальной знати, в полной мере расцветает лишь в XVIII веке. Правящие дворы, аристократы состязаются в возведении роскошных, богато убранных дворцов. В этом особенно преуспевают венский, затем баварский, саксонский и прусский дворы, ориентирующиеся на пышные, парадные формы французского официального искусства. Андреас Шлютер, один из виднейших мастеров этого времени, на рубеже XVII—XVIII веков работал в Берлине при дворе курфюрста Фридриха III.

В убранстве мебели важное место отводится инкрустациям костью и металлами, но не выходит из употребления и резьба по дереву (418). Можно упомянуть еще технику рельефной интарсии из цветного дерева, первооткрывателем которой считается мастер А. Эк. В развитии мебельных форм юг Германии опережал северные области, так как сюда быстрее проникало итальянское влияние. Значительные центры мебельного производства стожились в прирейнских областях, в городах Майнц, Вюрцбюрг, и особенно в Нейвиде, где работали знаменитые мебельные мастера Абрахам и Давид Рентгены.

В Испании сложившиеся в эпоху позднего Возрождения формы мебели украшаются — иногда до перенасыщения — элементами барочного декора (423). Наряду с прежними мебельными формами появляется несколько новых типов мебели для сидения.

Вершиной испанского барокко являются исключительно богатые по формам творения архитектора Чурригеры (1650-1723). Не случайно испанский барочный стиль иногда обозначают термином «чурригеризм». К известным работам этого мастера относятся резные деревянные алтари, покрытые позолотой.