Китай

В Европе изделия китайского искусства вошли в моду в XVIII веке. Как в богатых домах, так и в жилищах бедняков имелись самые разнообразные китайские изделия прикладного искусства, которые были популярны благодаря своим экзотическим формам. До того как в Европе начали изготавливать фарфор (Д. Бёттгер, 1707), богатые люди коллекционировали загадочный и дорогостоящий китайский фарфор. Наиболее сильное влияние «китайский стиль» оказал на английское мебельное искусство середины XVIII века, и в частности на один из периодов деятельности известного английского мебельщика Томаса Чиппендейла. В истории английской мебели это была недолго длившаяся, капризная мода. Характерным для этой моды было повсеместное увлечение китайской решеткой, декративными планками, т. н. «китайщиной».

Это был не первый и не единственный случай китайского влияния. Намного раньше, в XVII веке, в Голландии и Англии была в моде китайская лаковая мебель, и такой известный мастер, как Мартен, в период рококо изготавливал для двора лаковую мебель в китайском стиле, используя китайскую технологию. Мотивы «китайщины» преобладали во французской орнаментике рококо. Предметы китайского искусства, которые пользовались спросом благодаря своей экзотике, ценились чрезмерно высоко. Были среди них, конечно, и настоящие ценности, как, например, многие лаковые предметы, тонкий фарфор, нежная орнаментика; однако нельзя не отметить существенные недостатки: шаблонность и размельченность линий.

Китай был феодальной страной с устойчивыми традициями и чрезвычайно скованным художественным восприятием. При неизменных правах и обычаях в течение 2000 лет, вплоть до политического освобождения, Китай не испытал никакого глубокого развития.

Универсальным материалом, из которого китайцы изготовляли тысячи вещей, был бамбук. В руках находчивого китайского ремесленника он служил для изготовления конструкций, решеток, перегородок в помещениях, различных плетеных изделий, мебели (102) и для множества других целей.

Обстановка жилища несколько однообразна, ее формы определены тысячелетними традициями, которые оказывали влияние и на технику изготовления. Формы мебели диктовались строгими нормами жизни. Китаец, в противоположность другим азиатам, любит есть сидя на стуле, отдыхать на широкой скамье, и спать не на полу, как японцы, а в кровати. Самая необходимая мебель китайцев отвечала этим требованиям, остальная играла всторостепен— ную роль. Число видов мебели, бывших в обиходе, невелико, но их исполнение было очень тщательным, несмотря на то, что инструмент ремесленников длительное время оставался примитивным. Образцовой была работа китайских плотников, строивших изящные деревянные дома. Китайское мебельное искусство получило развитие в XVI—XVII веках, в период Мин. Однако с такими масштабами развития мебельного мастерства, как в Центральной Европе, мы здесь не встретимся.

Наряду с замечательным искусством бронзового литья и изготовления фарфора славилась китайская лаковая мебель, которая в течение многих веков привлекала внимание европейских коллекционеров. Китайское искусство обязано своей славой непревзойденной лаковой технике, которую китайцы освоили уже 2500 лет тому назад. Китай — родина лаковой техники. Европейская лаковая мебель, с которой мы встретимся при обсуждении более поздних стилей мебели, делалась по китайскому образцу.

Китайская лаковая мебель имела чаще всего золотую отделку на черном фоне, имелись изделия с красным и коричневым фоном. Наивысшего расцвета лаковая техника достигла во времена Мин и Канги (XVI—XVIII века); затем наметился постепенный упадок в развитии стиля. Самое большое количество лаковых кабинетов из Китая было привезено в Голландию и Англию в 1700-х годах.

Существует различная технология изготовления лаковой мебели. Технология эта довольно сложная: на изделие наносится много слоев лака, которые затем полируются. Украшения вырезались на доминирующем черном фоне, красились золотой краской, гравировались или накладывались тонким слоем, пластически. Славилась мебель и другие предметы, которые украшались тонкой резной орнаментикой по толстому слою лака (резьба по лаку).

Другой художественной техникой, представленной на парадной китайской мебели, была интарсия, которая отличалась от европейской тем, что вставки немного выступали над поверхностью. Для инкрустации, кроме цветной древесины, применялась слоновая кость, панцирь черепахи, рог, перламутр, раковины, полудрагоценные камни и металл.

Основным предметом мебели в домах состоятельных китайцев была кушетка (т. н. кан), что-то среднее между кроватью, диваном и сценой. Это изделие мебели с трех сторон было окружено спинками, плоскость для лежания сплетена из лыка или других волокон с изящным рисунком. Имелись полностью закрытые, монтирующиеся, подобно шкафу, кровати, боковые поверхности которых украшались ажурным орнаментом. Интересную форму имела парадная кровать (92). В жилищах была и более упрощенная мебель для сидения, а также специально для курильщиков опиума простые ложа наподобие кровати, на две персоны, не отличавшиеся удобством.

Обстановка дополнялась стульями, столами и всевозможными подставками для декоративных ваз различной формы. Мебель чаще всего изготавливалась из твердой древесины, например, из черного, розового дерева и тика. Кроме того, имелась легкая мебель малых размеров с изящной отделкой лаком (93, 95, 96, 98).

Мебель для сидения имела простые прямолинейные формы: табурет (97), стул со спинкой (94), кресло с легкими изогнутыми подлокотниками и спинкой (101) и складной стул (100). Жесткая прямолинейная, четырехугольная конструкция при изготовлении бамбуковой мебели для сидения оправдана, ведь бамбук не гнется, изогнутые формы к тому же противоречили бы стилю (102).

Столы похожи на мебель для сидения. Китайцы вместо ничем не выделяющихся и непривлекательных столов древних народов использовали украшенные столы с ажурной царгой (99); столешница была обрамлена профилированной рамкой и не выступала над царгой. Отделка напоминала работы, выпиленные лобзиком. Китайцы имели в своих домах различные подставки, причудливые комбинации полок, ящиков, дверок и ниш для размещения всевозможных изящных безделушек и декоративных предметов. В противоположность парадной мебели, шкафы являлись простыми предметами обихода.

Богатую обстановку жилища завершают изысканно декорированные лаковые столики с тонкой резьбой, на которые ставили украшения и вазы, эти столики напоминали табурет, но были круглыми, более высокими, с четырьмя изогнутыми ножками, между ножками и царгой проходит украшенная меандром, решетчатая поперечина в виде ломаной линии (ее можно встретить и на многих других видах мебели). Приблизительно с 1700 года появляются и S-об-разные гнутые ножки. Предполагается, что они послужили основой для ножки «кабриоль» раннего европейского барокко (92, 96, 101).

Типично китайским национальным видом мебели являются лакированные табуреты (91) оригинальной конструкции, вставляемые друг в друга или устанавливаемые друг на друга и используемые отдельно как столики для цветов, сервировки, чайные столики. Лаковую технику применяли при изготовлении зонтиков и различных ширм с богатым рисунком, красота которых усиливалась благодаря красочно расшитым шелковым тканям. Бумажные обои для оклейки стен впервые появились в Китае и были завезены в Европу в период рококо.

В рамках однородной китайской культуры мебельные формы тоже представляют собой единое целое. Дальнейшее развитие было сковано традициями, формы стали несколько искусственными, отделка — формальной и часто без органической связи с формой. Однако это своеобразное, игривое и легкое «восточное рококо» веками оказывало магическое воздействие на европейское искусство.