Мастер гнутой мебели

Более ста лет тому назад гениальный столяр Тонет внес в мебельное дело поистине эпохальный по своему значению вклад: он изобрел гнутую мебель, разработал ее технологию и первым освоил массовое производство недорогих изделий. Гнутая мебель, с ее здоровой, рациональной основой и относительно сильным «иммунитетом» против капризной моды и формализма, остается одним из важных факторов развития и мебельного искусства XX века, поэтому стоит поближе познакомиться с обстоятельствами ее появления и личностью изобретателя.

Михаэл Тонет родился в 1796 году (Боппарт на Рейне, Германия). Освоив столярное ремесло, он в 1819 году начинает самостоятельную деятельность на поприще изготовления мебели и отделки помещений. Первые опыты по гнутью толстой фанеры — сначала для соединительных планок спинок стульев и кресел —Тонет выполняет в 1830 году. Один из ранних стульев, собранных частично из гнутых элементов, воспроизведен на илл. 692. В 1841 году Тонет запатентовал свое изобретение. На выставке его мебели в Кобленце мастер был представлен князю Меттерниху, который предложил ему переселиться в Вену. Поселившись в Вене, Тонет основал здесь мебельное предприятие, но ближайшие годы! (1843—1849) ушли на паркетирование апартаментов дворца Лихтенштейна. Деятельность Тонета, направленная на совершенствование техники гнутья, по-настоящему развернулась лишь по окончании работ во дворце. Материалом для гнутой мебели служил преимущественно бук. Дерево, чтобы оно поддалось гнутью, обрабатывали горячим паром; эта операция была ключевой в разработанной Тонетом технологии.

Тонет исполнил партию частично гнутых стульев — тогда еще в стиле неорококо — и для дворца Лихтенштейна (691). Первые целиком выполненные гнутьем стулья, собранные из четырехугольных или круглых в сечении брусков, он изготовил в 1850 году для одного венского кафе, где ими пользовались до 1876 года (695). В том же 1850 году Тонет поставил 400 стульев пешт-ской гостинице «Королева Англии». На Всемирной выставке 1851 года в Лондоне продукция Тонета была отмечена большой бронзовой медалью (693). Все эти предметы, включая и показанные на лондонской выставке, все еще отличались довольно сложным, замысловатым рисунком.

Последующие годы мастер посвящает дальнейшему усовершенствованию и упрощению мебели, главным образом — стульев. Свои изделия он демонстрирует на всех крупных промышленных выставках. Передав бразды правления предприятием сыну, Тонет не уходит от дел. На Парижской выставке 1885 года его стулья экспонируются уже как «товары массового промышленного производства». Заказы на мебель поступают из Франции, Южной Америки. Дешевые, изготовленные из цельногнутых элементов, стулья быстро завоевывают европейский рынок. Некоторые из сложившихся в это время простых, пригодных для массового производства форм стульев предвосхитили начинания, предпринятые в этом направлении мебельной промышленностью XX века (696, 698). Стоимость одного стула составляла около трех австрийских форинтов, а количество реализованных изделий достигло сорока миллионов штук. Большим спросом пользовалось и другое изделие, производство которого было налажено в I860 году: кресло-качалка. Ежегодно выпускали сто тысяч таких кресел (694).

Во второй половине XIX века в условиях полного засилья эклектики мебель Тонета была своего рода маяком, указывавшим дорогу в будущее. Красноречивым показателем огромных темпов развития служат следующие цифры: в 1896 году мебель производится уже на 60 фабриках, принадлежащих 52 предприятиям; древесина поставляется с лесных (буковых) угодий площадью 150 000 га; ежегодно в различные страны мира вывозится до 100 000 ц гнутой мебели.

В начале XX века, в пылу поисков нового стиля, «бедноватые» и «безликие» формы массовой мебели Тонета попросту не замечаются. Позднее, уже по окончании мировой войны, многие архитекторы охотно включают в обстановку возводимых ими домов слегка «обнаженные» стулья Тонета. Однако рядом с появляющимися в 20-х годах современными формами большинство типов мебели Тонета кажутся уже устарелыми, отжившими свой век. Новым представлениям об удобной и красивой мебели отвечали иные формы гнутой мебели.

Фирма Тонет, пытаясь поправить положение, объявила международный конкурс на более совершенные формы гнутой мебели для сидения. Конкурс был поставлен на широкую ногу, тем не менее он не дал ожидаемых результатов. Впрочем, от проектов, зародившихся «на стороне», вне тесной связи с производством, многого ожидать не приходилось. И все же ведущим европейским проектировщикам удалось разработать несколько новых моделей.

Так, очень красивый и новый по линиям стул представил Ф. Крамер (702). Несколько удачных и новых типов стульев и кресел разработал А. Г. Шнек; отталкиваясь от форм Тонета, он идет по пути упрощения рисунка и выпрямления линий, проявляя при этом большой художественный такт и, главное, не вступая в противоречие с характером гнутости (699, 701, 703). Шнек был автором и немецкой разновидности «виндзорского кресла» (705). Наконец, знаменитое тонетовское кресло-качалка (694), уже порядком устаревшее, тоже было заменено современной, лаконичной по рисунку моделью (700).

В период между двумя мировыми войнами производством гнутой мебели занимались и другие предприятия; направление поисков и результаты, достигнутые ими в этой области, несколько отличались от таковых фирмы Тонет.

В Вальдсхуте (Южная Германия) фабрика А. Штолля, специализировавшаяся на производстве стульев, освоила выпуск изготовленного из гнутых элементов элегантного, нового по линиям конторского стула, прототипами для которого послужили «виндзорское кресло» и американский вращающийса конторский стул (697). Частично гнутым был новый вариант складного стула (704). В 1928 году П. Бюкинг (Баухауз) сконструировал стул с гнутыми и упругими сиденьем и спинкой (707). Кресло Э. Дикмана, с прихотливо изогнутыми деревянными брусками прямоугольного сечения, выполнявшими функцию опорных конструкций, было в известной мере шагом назад, проявлением формалистического увлечения сложной игрой линий (709). Совершенно иной конструктивный принцип положен в основу предметов мебели для сидения, сконструированных финским архитектором А. Аалто. Аалто отталкивается от первых экспериментов Тонета: деревянные элементы конструкции формируются путем склеивания нескольких полос или листов фанеры, затем, в процессе гнутья, им придают желаемую форму. Рама, полученная таким способом, упруга подобно металлической, как и подвешенное к ней изогнутое фанерное сиденье (706).

Помимо упомянутых, в различное время предпринималось и немало других — подчас кажущихся фантастическими — попыток найти оригинальное решение сложной и интересной задачи, выдвигавшейся перед проектировщиками техникой гнутой мебели. Наряду с трезвым, реалистическим подходом к проблеме, было и много ирреальных, максималистских решений. К таковым можно отнести, например, формы, изготовленные штампом из листов фанеры или искусственного материала (708, 710).

Гнутая мебель совершила долгий и сложный путь развития. Однако последняя глава ее истории еще не дописана: совершающаяся на наших глазах революция в области синтетических и полимерных материалов, несомненно, откроет новые перспективы и перед этой отраслью мебельного производства.